Павел Себастьянович - о едином налоге

Павел Себастьянович - о едином налоге

Перед Украиной стоит очень важная задача. Перейти от феодального уклада экономики, где все блага доступны только бюрократии и связанному с ней крупному бизнесу, к новому типу – открытому, с высоким уровнем жизни подавляющего большинства граждан.

Многие страны проходили этот путь, и, казалось бы, рецепт известен: низкие налоги и дерегуляция бизнеса. Ведь благосостояние граждан зависит от количества инвестиций на душу населения, а их объем – от уровня налоговой нагрузки. И чем больше денег изымается государством из экономики, тем меньше приток капитала. Например, США и Япония изымают не более 35–40% ВВП, Сингапур и Южная Корея – не более 30%. Именно поэтому их экономики растут. Европа перераспределяет более 50% ВВП, и экономического роста практически нет. Но богатые страны могут себе это позволить при уровне ВВП в 40 000 долларов на душу населения. А в Украине – 1700 долл. Разницу чувствуете?

При этом украинские чиновники изымают из экономики почти 60% ВВП, убивая страну. И другого рецепта, кроме как существенно снизить налоги для экономического роста не существует.
Но что предлагает Минфин? Увеличить нагрузку на зарплату с 15%+22,5% (НДФЛ + ЕСВ) до

20%+20%+1,5% (НДФЛ + ЕСВ + военный сбор), а также налог на прибыль – с 18% до 20%. И сразу ясно, что экономического роста не будет. Поэтому неудивительно, что авторские коллективы налоговых концепций объединились в коалицию и противостоят разрушительным намерениям Минфина. Они выступают со своей единой точкой зрения, в которой предусмотрен стремительный экономический рост без значительных бюджетных потерь. Как именно? Снизить общую налоговую нагрузку до 20%, не разделяя ЕСВ, НДФЛ и военный сбор. Одна база – один налог.
Налог на прибыль эксперты предлагают трансформировать в налог на распределенную прибыль и снизить ставку до 15%. Это позволит предпринимателям избавиться от необходимости «договариваться» с налоговиками. И откроет путь для стремительного роста экономики за счет постоянного реинвестирования. Ведь налоги будут взыматься только во время распределения прибыли. Отличный пример – Эстония, где налог на распределенную прибыль действует уже давно, в то время как в Латвии и Литве система налогообложения прибыли аналогична украинской. В итоге, инвестиции на душу населения в Эстонии превышают уровень инвестиций в Латвии и Литве в 4 раза. Еще есть вопросы?

Но Минфин неумолим. И рост ВВП явно не приоритет для правительства. Хотя потери от этого – колоссальны. Например, из 1200000 зарегистрированных на 1 января 2015 года предприятий уже сегодня платят налоги и подают отчетность только 300000. А из 2300000 зарегистрированных предпринимателей – только 1300000.

Теневая экономика в Украине по разным оценкам достигает от 45% до 67%. А платежи работающих предприятий просто переключаются налоговиками из госбюджета на свой карман. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество возбужденных и закрытых налоговой милицией уголовных дел. В 2004 году этот показатель составил 2500, а в этом году уже достиг 10000 дел.
И у бизнеса нет выбора. Или ты принимаешь приглашение «в клуб» и тогда для тебя весь сервис – налоговые ямы, контрабанда, отсутствие проверок, а фискальная служба действительно становится «сервисной». Или для тебя вся жесткость закона: «9 стан», налоговый компромисс и т.д.

Но сделаем глубокий вдох и выдох. Реформирование ГФС и всей налоговой системы впереди, и шанс на достойную жизнь все еще есть. И очень надеюсь, что хоть кто-то из представителей Минфина читал книгу Эрнандо де Сото «Иной путь». Ведь именно там есть цитата, которая поможет достучаться до здравого смысла реформаторов: «Социальные волнения утихают по мере деполитизации экономики и упрощения правил; людям развяжут руки, и их энергия направится не на борьбу с государством, а на производительный труд».

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK