Александр Соколовский: Не красть!

Президент всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности Укрлегпром – о том, как очистить госзакупки от злоупотреблений и махинаций.
Александр Соколовский: Не красть!
dengi

В середине апреля в Верховной Раде по инициативе президента Петра Порошенко был зарегистрирован законопроект №8265, который предполагает изменения в публичных закупках. У меня, как участника этих процедур, есть ряд вопросов, которые требуют доработки и уточнения.

Читай также: Александр Соколовский: План спасения

1. Изменение (рост) стоимости обжалования в АМКУ. С одной стороны, это должно препятствовать необоснованному искусственному блокированию процедур закупки. С другой стороны, неуверенность в положительном результате рассмотрения жалоб будет ограничивать и добросовестных участников. Например, в ситуации с обжалованием неправомерной победы одного участника другим, высокая стоимость может быть обоснована, но явно не в случае с обжалованием дискриминационных условий в тендерной документации (ТД).

Неоднократно госуполномоченные АМКУ указывали на то, что существенная доля отказов в удовлетворении жалоб мотивирована тем, что участники, не оспорив дискриминационные условия в ТД, пытаются обжаловать принятые на их основе решения заказчиков об отклонении их предложений. Увеличение же стоимости обжалования будет и далее способствовать ограничению конкуренции недобросовестными заказчиками.

Не до конца понятна судьба средств, уплаченных участником за подачу жалобы, если решением АМКУ в удовлетворении жалобы было оказано, но впоследствии в судебном порядке такое решение было признано незаконным. Законопроект об этом умалчивает.

2. Упрощенные закупки от 50 тыс. грн. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день допороговые закупки (до 200 тыс. грн. для товаров и 1,5 млн. грн. для услуг/работ) на законодательном уровне, по сути, не регулируются и проводятся в соответствии с “правилами“, прописываемыми самими заказчиками. Это создает возможности для манипуляций. Поэтому предлагаемое законопроектом частичное законодательное урегулирование таких процедур может дать положительный эффект. Остается только наблюдать, как заказчики будут использовать прописанные в законопроекте исключения для обхода этой нормы.

3. Изменения требований к информации, содержащейся в объявлении о проведении открытых торгов. А именно, замена фразы “ожидаемая стоимость закупки товаров, работ или услуг с указанием информации о включении в нее налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов и сборов“ на “ожидаемая стоимость предмета закупки“. Но что это означает? Как будет определяться эта стоимость? Повлечет ли это последствия для плательщиков НДС? Пояснительная записка к законопроекту суть этих изменений не расшифровывает.

Читай также: Александр Соколовский: Почему не идут инвестиции

4. Устранение ошибок победителем в тендерных предложениях течение 24 часов (рабочего дня) по аналогии с переговорной процедурой. Противники убеждены, что такие перспективы будут только на руку недобросовестным участникам. Ведь зачем содержать штат специалистов для подготовки качественных тендерных предложений, если можно подать все, что угодно, а потом “исправиться“. Но я все-таки “ЗА“ такие изменения. В практике участия моей компании “Текстиль-Контакт“ в открытых торгах неоднократно были случаи, когда норма о “24 часах“ могла бы позволить победить, устранив незначительные несоответствия, а бюджет мог бы значительно сэкономить. 

Но окончательная редакция законопроекта должна быть доработана и прописана максимально объективно, чтобы не стать в итоге дополнительным бонусом для союза недобросовестных участников и заказчиков. 

Вообще, закон “О публичных закупках“ действует уже около двух лет. И за это время все заинтересованные стороны смогли в достаточной мере понять, какие изменения позволят искоренить большинство недостатков системы. Например, я как представитель участника процедуры закупок считаю возможным уже сейчас:

– систематизировать и запретить на законодательном уровне типовые дискриминационные  условия в ТД, которые постоянно и успешно обжалуются в АМКУ;

– установить во всех случаях любые сроки для любых действий в рабочих, а не календарных днях. Это позволит исключить “законную дискриминацию“ со стороны заказчиков, которые умышленно объявляют результаты побед или поражений накануне выходных/праздничных дней;

– законодательно закрепить минимальные сроки предоставления образцов победителем. Это явно упростит порой невыполнимые требования для участников, которые расположены территориально в другом конце страны и изначально находятся в неравных условиях со своими “местными“ компаниями.

Думаю, многие специалисты смогут дополнить этот перечень и предложить аргументированные правки и комментарии. Но очевидно одно. Если с самого верха и по всей вертикали не пойдет понятная (и жесткая по последствиям!) команда “не красть“ – возможны лишь точечные изменения. Не более того.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK