Олег Назаренко: Продажи – выше, налоги – ниже

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) – о том, почему растут продажи новых авто и что будет с налогами, которые платят автовладельцы.
Олег Назаренко
dengi

Рынок новых автомобилей в 2018 году перешагнет отметку в 100 тысяч штук. Основные факторы, которые будут влиять на рост продаж – восстановление экономики и удовлетворение отложенного спроса. По моему убеждению, падение продаж 2015-2016 годов было вызвано нестабильностью и нагнетанием обстановки в СМИ. Люди думали не о покупке авто, а о более насущных проблемах: жилплощади, коммунальных услугах, лекарствах, продуктах.

Читай также: Олег Назаренко: Отмена автопошлин - для всех, а не только для избранных

То есть если раньше человек привык менять машину, скажем, каждые 3-4 года, то с приходом кризиса люди отказывались от покупки нового авто. Только в 2017 году этот отложенный спрос был реализован. И в 2018 году мы будем наблюдать сохранение этой тенденции.

Что касается ввоза авто из Европы по льготным ставкам акциза, то изначально этой схемой пользовались люди, которые сами привозили себе автомобили. Потом стали появляться решения судов, которые гласят: если автомобили привозит на таможенно-лицензионный склад некая организация, и физлица покупают их с этих складов, то они имеют право воспользоваться льготной растаможкой. 

После таких судебных вердиктов начался рост продаж. Но, к сожалению, Верховная Рада почему-то посчитала, что именно покупатель авто должен сам поехать за границу и приобрести машину. Это было зря, так как сработало исключительно в пользу лоббистов схем по “евробляхам“. Не всякий украинец, несмотря на безвизовый режим, отправится в Германию за автомобилем. Люди экономят и используют так называемых “верблюдов“, которые пригоняют им “бляхи“.

По этой же причине встречает огромное сопротивление со стороны упомянутых лоббистов моя инициатива по отмене пошлин и НДС с ввоза авто, сбора в Пенсионный фонд. Услуги любой украинской фирмы по ввозу европейских машин в Украину колеблются в пределах 1000-1400 евро. За эти деньги человеку привозят авто через “верблюда“.

А теперь представьте, перед каким выбором оказывается украинец. Заплатить 1400 евро государству за честную растаможку авто и машина будет только его. Или заплатить посредникам 1400 евро за машину, которая зарегистрирована на литовскую или польскую фирму и которая де-факто находится на территории Украины незаконно. К тому же, ее еще необходимо раз в год вывозить за границу и страховать там же каждые шесть месяцев (иначе слетит с регистрации).

Здравомыслящий человек выбрал бы честную растаможку. Но что тогда делать этим “фирмачам“? Им придется свернуться. Поэтому они будут всеми силами добиваться того, чтобы налоги на автомобиль только увеличивались и все украинцы пришли к ним.

По заявлениям активистов-защитников “евроблях“, машин, завезенных в Украину таким путем, примерно миллион. Значит, приблизительно 1,4 млрд. евро украинцы наличными деньгами передают посредникам. При этом в парламенте зарегистрировано 23 законопроекта о легализации “блях“, но ни одного – о снижении налогов. И никто, кроме ВААИД, не подал проект закона об уменьшении налогов для легкового автотранспорта. Но даже депутатам, изначально поддерживавшим наше предложение, руководство их фракций рекомендует не поддерживать его.

Также напомню, что в течение 5 лет после подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС должен быть возвращен техосмотр в рамках присоединения к Директиве ЕС 40/2009. Правда, в мае 2018 года этот документ утратит силу, но вместо него будет действовать Директива 45, тоже о техосмотре.

Читай также: Александр Крамаренко: Конкурируйте, иначе уволят

Формально Украина обязалась вернуть ТО в 2019 году. Мне, как одному из авторов и лоббисту отмены в 2011 году этой процедуры, которая сводилась к незаконной торговле талонами, не хочется ее возврата в том виде, в котором она существовала раньше. Наша задача сделать техосмотр без коррупции, прозрачным и доступным.

И самое интересное, что если все делать по правилам, то 80% б/у иномарок техосмотр точно не пройдут. Хотя бы той причине, что у них вырезаны катализаторы, сажевые фильтры, лямбда-зонды. То есть не пройдут по экологии. А ведь мы, несмотря на важность эконорм, обязаны делать акцент на безопасности дорожного движения и самого авто. Кстати, мы поддержали перенос внедрения экологических требований Евро-6 с 2018 года на 2020 год. В Украине, к примеру, почти нет бензина, который соответствует этим стандартам. К тому же, любое повышение экотребований увеличивает стоимость автомобилей, что бьет по карманам покупателей.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 4 от 22 февраля  2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №4  від 22 лютого 2017 року українською мовою.

Поделись:
Статьи по теме
Наверх