Павел Себастьянович: Основная проблема – страх

Координатор гражданской платформы "Нова Країна" – о том, почему бизнес до сих пор стонет от налоговых репрессий
Павел Себастьянович: Основная проблема – страх
dengi.ua

За последние несколько месяцев мне посчастливилось посетить множество городов Украины. И те, в которых я когда-то уже был, и те, в которых был впервые. В качестве волонтера-спикера по налоговой тематике я выступил в Днепре, Ужгороде, Львове, Кривом Роге, Херсоне, Николаеве и Одессе. Проект посвящен экономической свободе, поэтому в аудиториях были, в основном, активисты-предприниматели. Формат наших встреч предполагал не только выступления киевских спикеров, но и обратную связь в виде вопросов-ответов, бесед, стратегических сессий. Также было неформальное общение в свободное от мероприятий время.

Читай также: Налоговая скидка: как выучить жену за счет государства

Предварительные итоги этой поездки таковы: проблемы региональных предпринимателей не сильно отличаются от проблем их киевских коллег. Первая, и главная проблема – это страх. Страх проверок, страх, вселяемый контролирующими органами. Начиная от трудовой инспекции и заканчивая СБУ. Причем, в регионах до сих пор промышляет даже налоговая милиция, которая с 1 января 2017 года уже действует совершенно вне закона.

Проблема необоснованных проверок, обысков и арестов имущества силовыми структурами неоднократно озвучивалась первыми лицами государства. Но до сих пор с их стороны не принято никакое радикальное решение по ее устранению. Количество обысков предприятий постоянно растет, и никто не может остановить этот процесс.

За первое полугодие 2017 года на 200 тысяч предприятий пришлось более 60 тысяч обысков. То есть фактически каждое третье предприятие стало объектом вымогательства со стороны силовых структур. Ведь ни у кого не вызывает сомнения, что силовики приходят к бизнесу именно для этого?

В Верховной Раде пылится законопроект о Службе финансовых расследований, призванный ограничить полномочия силовых структур, запретить им заниматься экономическими преступлениями. Для этого планируется создать новую службу. Однако Кабмин предложил свой альтернативный проект. А недавно президент инициировал написание третьей версии. Это значит, проблема в ближайшее время решена не будет (правда, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что законопроект о создании службы финрасследований должен быть внесен на рассмотрение парламента уже в ноябре. – Прим.ред.).

Вторая проблема, к которой очень чувствительны регионы, – взаимодействие с Государственной фискальной службой. Нарекания вызывают электронные сервисы и, прежде всего, администрирование НДС. Речь идет о невозможности зарегистрировать НДС-накладные, а также о блокировке накладных, остановившей по факту деятельность более трех тысяч предприятий.

Критерии, по которым приостанавливаются накладные, прописаны так, что затрагивают множество налогоплательщиков, ведущих прозрачную деятельность. И разблокировать накладные очень непросто. Поэтому предприниматели требуют у правительства отменить систему блокировки, поскольку она нарушает презумпцию невиновности. Ведь вас заставляют доказывать, что вы не виновны. А должно быть наоборот: если налоговая служба не доказала в течение нескольких дней вашу вину, накладная должна быть разблокирована автоматически.

Читай также: Торговля за границей: как украинскому бизнесу избежать двойного налогообложения

И третья проблема – нарекания на саму общую систему налогообложения. Многие предприниматели убежали с общей системы налогообложения на упрощенную. Но далеко не для всех это удобно. Необходимо срочно упростить общую систему. И инструмент для этого предложен еще в 2015 году – замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Но несмотря на годы дискуссий, годы доработки идеи, несмотря на словесное одобрение на всех уровнях, соответствующий проект закона в Верховной Раде до сих пор не зарегистрирован. 

Напомню, что налоговая реформа была объявлена еще Арсением Яценюком, но продвинулись мы только в реформировании ЕСВ. НДС-счета, которые правительство применило для борьбы с конвертационными центрами, не сработали. Конверт-центры продолжают существовать. Реформа фискальной службы также не проведена. ГФС как была, так и остается все тем же карательным аппаратом, который не начал выполнять именно сервисные функции. 

Так что экономических реформ не видно не только в Киеве, но и в регионах. 

Координатор гражданской платформы “Нова Країна“

Текст является личной точкой зрения автора.

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 21 от 9 ноября  2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 21 від 9 листопада 2017 року українською мовою.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK