Олег Назаренко: Отмена автопошлин - для всех, а не только для избранных

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров - о том, кто зарабатывает на ввозе "евроавто", и о том, как исчерпать этот кризис.
Олег Назаренко

Легализация авто на еврономерах - огромная проблема. И я думаю, что украинские владельцы литовских фирм, которые контролируют этот “бизнес“, будут оказывать большое сопротивление. Мы прекрасно понимаем: чем ниже налоги - тем меньше граждане будут пользоваться “серыми“ схемами ввоза авто. А услуги этих фирм стоят от 1000 до 1400 евро за одно ввезенное авто. И если эти деньги заплатить за растаможку, разве будут люди платить непонятно кому и непонятно за какой автомобиль?

Читай также: Евробляхи не в моде: сколько стоит пригнать автомобиль из США

Допустим, что в Украине 1 млн. таких авто, и с каждого эти фирмы получили наличкой минимум 1000 евро. Итого, в общей сложности 1 млрд. евро. Представляете, какое мощное лобби можно организовать за эти деньги?

По данным Государственной таможенной службы, в прошлом году, например, в Украину было ввезено 580 тысяч и выехало 530 тысяч авто. То есть 50 с лишним тысяч - это нелегальные машины. При этом 530 тысяч вывезли, а потом обратно ввезли через иностранцев-“верблюдов“. И за то, чтобы автомобиль вывезти и ввезти обратно, люди платят 200 евро. Плюс раз в год нужно покупать страховку в Литве (хотя бы на 10-15 дней), и каждые два года проходить техосмотр, чтобы не сняли авто с регистрации за границей. На этом делают деньги фирмы-посредники, которыми реально владеют украинцы. Так что эти фирмы не заинтересованы в снижении налогов и в легализации таких авто. Им нужно держать людей “на крючке“.

Также это невыгодно депутатам.

Я спрашивал некоторых из них, почему они не инициируют уменьшение таможенных платежей? Почему они предлагают законопроекты, в которых за эти машины просто будут ежегодно платить какую-то рассрочку? Мне ответили: “Если сейчас отменить пошлины и другие налоги на автомобили, то избиратели скажут “спасибо“ и завтра о нас забудут. А так электорат, особенно в Западной Украине, будет в подвешенном состоянии, и люди будут за нас голосовать“. Депутат скажет - мол, видите, как я вам помог и дал возможность ездить на “бляхах“ за меньшую сумму. Но если вы меня не выберете, придет плохой человек, который отменит этот закон.

Читай также: Украинцы рассказали, сколько готовы платить за растаможку авто

Невыгодно это силовикам и таможенникам, которые крышуют такой бизнес. Например, разрешен провоз одного авто на одного “верблюда“. А таможня может закрыть глаза и пропустить “верблюда“, который завез 200 машин.

Да и вообще я плохо себе представляю, как можно легализовать миллион иностранных машин. Допустим, Верховная Рада принимает решение их растаможить и легализовать. Но для этого нужно перевести авто в свою собственность и снять его с иностранного учета. То есть поехать в Европу, обратиться к фирме-владельцу машины (и не факт, что ее можно найти по указанному адресу), пойти к нотариусу, заплатить ему денег, чтобы тот засвидетельствовал договор купли-продажи или дарственную на украинского гражданина (причем европейская фирма должна заплатить налоги), приехать в Украину и растаможить этот автомобиль. Только вот уверенности в том, что эта фирма не исчезнет, нет. В какой-то момент она не захочет платить налоги и попросту закроется. И человек останется наедине с проблемой.

При этом, я не уверен, что все украинские водители таких машин раз в полгода страхуют свои авто в той же Литве. А при отсутствии страховки там машина сразу же слетает с регистрации. Собственнику дается 180 дней на возобновление регистрации, иначе машине запрещено перемещаться по Литве. А поскольку она находится в Украине и по территории Литвы не ездит, то через 180 дней регистрация и номерные знаки аннулируются навсегда. То же самое происходит и в отсутствие техосмотра. Следовательно, даже легализовав такой автомобиль, продать его все равно невозможно.

Читай также: Какой закон подготовят для владельцев авто на еврономерах

Поэтому в Украине должна быть справедливая цена растаможки. Я выступаю за то, чтобы ввоз машин, как новых, так и с пробегом, был беспошлинным. В принципе. К тому же, вступило в силу Соглашение об Ассоциации с ЕС и действует зона свободной торговли с ЕС, поэтому ликвидация пошлин выглядит вполне логичной. К примеру, когда Украина отменила пошлины на ввоз электромобилей, их импорт вырос в 15 раз. Разве это не показатель? (“В 15 раз“  - благодаря крайне низкой исходной базе для сравнения, будем справедливы - Ред).

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 18 от 28 сентября 2017 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ № 18 від 28 вересня 2017 року українською мовою.

Поделись:
Статьи по теме
Наверх