Галина Третьякова: Пора копить

Генеральный директор Украинской федерации страхования (УФУ) – о пенсионной реформе, накопительной системе и налогах
Галина Третьякова: Пора копить
depositphotos.com

После заседания Национального совета реформ по вопросам пенсионного обеспечения, которое прошло 19 июня, глава нашего государства сказал: “Хотелось бы услышать, когда, наконец, могут быть рассмотрены законопроекты о пенсионной реформе?“.

Читай также: Сбалансировать Пенсионный фонд можно за семь лет - Минфин

Но прежде чем объявлять план действий, следует определить цель, которая должна стать результатом совместных шагов правительства и общественности.

Главная задача – достичь того, чтобы у каждого украинца размер пенсии (в приведенной стоимости) был не ниже 50% его среднего дохода во время трудовой деятельности. А в случае падения такого дохода государственный бюджет должен закладывать поддержку на уровне, не ниже прожиточного минимума, при отсутствии других источников существования (третий абзац ст 46 Конституции Украины)

Дополнительные цели – добровольный либо постепенный выход на пенсию, а также добровольное избрание пенсионного возраста.

В технологическом смысле достичь этих целей не так уж и сложно. Если внедрить накопительный уровень пенсионного обеспечения. Но нужно уже сейчас договориться, как именно мы, украинцы, хотим реализовать нашу реформу.

А. Кого мы защищаем?

Читай также: Что стоит знать о новой пенсионной реформе

Вопрос не праздный. В последнее время Пенсионный фонд активно пытается обезопасить не только наемных работников, но и самозанятых лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Предложение: на данном историческом этапе обезопасить наемных работников, одновременно создавая условия для мотивации предпринимателей.

Б. За счет кого?

Источником накоплений могут быть наемный работник, его работодатель, государство (государственный бюджет) и другие источники.

При этом обязательность накоплений, которая не всегда положительно воспринимается свободной украинской душой, не должна иметь форму принуждения исключительно для граждан. Важно, чтобы все заинтересованные стороны договорились о накапливании средств в пользу будущих пенсионеров. Например, по следующему алгоритму.

1. При трудоустройстве наемный работник предоставляет реквизиты своего пенсионного плана, а в случае его отсутствия, у него есть до полугода для открытия такого плана по собственному выбору. Это может быть индивидуальный пенсионный счет, НПФ, банковский депозит, договор страхования жизни и т д.

Читай также: Стало известно, как украинцы смогут накопить на пенсию

2. Если пенсионный план наемным работником в течение 6 месяцев не избран, работодатель должен открыть пенсионный план для такого наемного работника по собственному усмотрению.

3. Работодатель перечисляет по выбранному плану не менее 2% фонда зарплаты, выступая агентом наемного работника, и еще 2% – за свой счет.

 4. Если работник желает перечислять свыше 2%, работодатель увеличивает и свой процент отчислений, но не более 10%. В то же время, на добровольных началах дополнительные взносы за счет работодателя не ограничиваются.

Через 2-3 года, уже после реформирования системы социального страхования (которая оттягивает от пенсионного обеспечения часть ЕСВ в размере 4,7%), к процессу подключается государство. Таким образом, оно сможет уменьшить размер ЕСВ до 18-20%, высвобождая для накопления со стороны государства еще 2%.

В. Какими финансовыми инструментами можно пользоваться?

Читай также: Отмена налога на пенсии коснется 500 тысяч граждан

Предложение: индивидуальный пенсионный накопительный счет (при этом варианты инвестирования средств выбирает владелец такого счета, а активы и права сохраняет банк); негосударственный пенсионный фонд; банковский пенсионный депозит; договор страхования жизни с выплатой в виде пожизненного аннуитета.

Г. Какого развития требует инфраструктура накопительного пенсионного обеспечения?

1. Создание мощного регулятора (законопроект № 2413 о консолидации функций по госрегулированию рынков финансовых услуг).

2. Внедрение мировых правил регулирования, в частности раскрытие информации о владельцах и лицах, влияющих на принятие решения (члены совета НПФ, инвестиционные расчеты и т. д.), вплоть до информации о месте проживания таких лиц и деклараций их имущественного положения.

3. Создание системы преследования (уголовного и административного) мошенников и преступников, паразитирующих на средствах граждан Украины.

4. Создание системы мониторинга, предотвращающей падение стоимости активов (макро- и микропруденциальный надзор).

5. Создание системы обеспечения:

- или в размере внесенных денег;

- или определенного минимального размера пенсии;

- или инвестиционного дохода.

6. Расширение видов инструментов фондового рынка.

Читай также: Украинские пенсионные фонды будут закрываться - эксперт

Поэтому, когда мы решим, заключив некий общественный договор, что нужно делать по каждому из пунктов, только тогда специалисты будут способны сделать то, чего истребует нация.

Причем именно мы, гражданское общество, должны давать задания властям. А экспертная среда обязана работать не для власти и не для самих себя, а над созданием мощной системы страхования нашей старости.

Генеральный директор Украинской федерации страхования (УФУ).

Текст является личной точкой зрения автора.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK