Что происходит с экономикой Украины

Запугивание дефолтом, который якобы должен случиться уже осенью, отменяется – парламент принял закон об Антикоррупционном суде, чего так хотел МВФ. Риск девальвации в октябре сохраняется, но она не будет существенной. А вот что будет дальше – зависит не только от МВФ.
Что происходит с экономикой Украины
depositphotos.com

Свершилось – 7 июня Верховная Рада приняла закон об антикоррупционном суде, таким образом выполнила одно из ключевых требований МВФ. За несколько дней до голосования отовсюду доносились стоны и плач: якобы кризис, девальвация и дефолт Украины не за горами, если не придет МВФ с его траншем. Тимофей Милованов, член Совета НБУ и почетный президент Киевской школы экономики, на своей странице в Facebook договорился до прогнозов о “42  гривнах за доллар“ – если не будет продолжения сотрудничества с МВФ, так как Украина не в состоянии выплатить внешние долги без кредитной поддержки Фонда.

Читай также: Александр Крамаренко: Снова форточка возможностей

Было даже составлено открытое письмо за подписью ряда известных лиц о грядущем кризисе. Его подписантами, в частности, стали экс-министр финансов Наталия Яресько, а также банкиры Владимир Лавренчук, Роман Шпек и другие. Но информация о предстоящем дефолте была, мягко говоря, преувеличена. Действительно, сотрудничество с МВФ позволяет Украине двигаться в направлении реформ и брать новые долги от внешних кредиторов, причем, относительно недорогие.

Вот только Украина последний транш от МВФ получила в апреле 2017 года. И с тех пор довольно благополучно возвращала долги, в том числе Фонду. “Основной риск от сценария “без МВФ“ – это быстрая потеря валюты из резервов“, – напоминает экономист Дмитрий Боярчук, и он, конечно же, прав. “Нам надо заместить чем-то долги, которые необходимо отдать в этом году. Для этого рассчитывали на поступления МВФ и ЕС (еще 1 млрд. евро). Но правительство может брать и на внутреннем рынке, и на рынке еврооблигаций. Правда, это дороже в обслуживании“, – отмечает экономист, соавтор либеральной налоговой реформы Даниил Монин.

А правительство и НБУ старательно делают вид, что у них нет такой возможности, как реструктуризация еврооблигаций, – частичное списание сумм основного долга и перенесение массированных выплат с 2019–2020 годов на лет десять вперед. Нас настойчиво запугивают дефолтом, хотя именно дефолт 2015 года, когда Наталия Яресько настояла на изменении графика платежей и реструктуризации, спас Украину от еще более глубокой девальвации.

Что происходит с курсом гривны, и какой сценарий может ожидать страну уже осенью-2018?

Гривне – 26

За две недели (29 мая – 8 июня) гривна на межбанковском рынке девальвировала на 0,2 п. п. – до 26,15  грн./долл. То есть, несмотря на жесткие новости и накачку истерикой со стороны лоббистов иностранных кредиторов, колебания курса были крайне незначительными. Как и в мае, в начале июня на рынке не было всплесков спроса, а предложение от экспортеров оставалось примерно на том же уровне, что и месяцем ранее. По данным НБУ, стабильному поступлению валюты в мае способствовали высокие цены на товары украинского экспорта (металлы, руду и зерновые) на внешних рынках.

Национальный банк не выходил на рынок за покупкой валюты для резервов – последний валютный аукцион по покупке состоялся 6 апреля. Но Нацбанк в мае выкупил на межбанковском рынке 181,2 млн. долл. в рамках интервенций по лучшему курсу.

И все же НБУ в начале июня сообщил, что международные резервы не растут  – они сократились за май на 1,6% – до 18,12 млрд. долл.

Читай также: В НБУ рассказали, сколько до конца года надо выплатить долгов

Причина снижения резервов – проведение платежей по госдолгу. “В пользу Международного валютного фонда было уплачено 455,1 млн. долл., еще 214,4 млн. долл. перечислено на обслуживание и погашение правительственного долга в инвалюте, в том числе 126,2 млн. долл. по ОВГЗ и 18,5  млн. долл. по суверенным еврооблигациям“, – отчитался НБУ. Резервы могли просесть и глубже, но были новые поступления: в резервы поступило 272,3 млн. долл. и 64,6 млн. евро от размещения правительством ОВГЗ в иностранной валюте.

Что же дальше? Очевидно, что в случае непоступления новых кредитов (об этом далее) Украине будет несколько сложнее рассчитываться по существующим долгам, и это может отрицательно сказаться на валютном рынке. Однако даже если предположить сценарий “без МВФ“ до октября, гривна осенью вряд ли просядет ниже 29 грн./долл. “Гривна ослабится в сентябре-октябре, но в рамках стандартного сезонного колебания. Кроме потенциальных панических настроений, фундаментальных причин для обвала гривны нет. Наш прогноз – 30 грн. за доллар к концу года, и мы говорим об уже регулярных сезонных колебаниях обменного курса“, – отметил Дмитрий Боярчук.

А МВФ будет?

Парламент проголосовал долгожданный закон об антикоррупционном суде – на радость МВФ, а теперь, по словам официального представителя МВФ Джерри Райса, в фонде будут изучать принятый закон – насколько он обеспечивает создание независимого и заслуживающего доверия антикоррупционного суда. Дж. Райс сообщил, что Фонд и Украина продолжают работу над завершением четвертого пересмотра программы EFF.

В тот же день, 7 июня, депутаты голосовали еще за одно важное решение  – о принятии предложенной премьер-министром отставки министра финансов Александра Данилюка. О конфликте между Данилюком и премьером Гройсманом уже давно было известно, а последней каплей стало майское письмо Александра Данилюка G7 с информированием международной общественности о данном конфликте. 

В МВФ отставку министра не комментируют, хотя и сообщают, что “Данилюк играл важную роль в переговорах с Украиной, отправленный в отставку министр был сильным сторонником реформ“. Насчет реформ – это фигура речи, конечно. Данилюк блокировал введение налога на выведенный капитал и сыграл далеко не самую благовидную роль в скандалах по поводу блокирования электронных НДС-накладных.

Исполнять обязанности министра финансов будет Оксана Маркарова, которая была замминистра в министерстве Наталии Яресько, а позже  – замом Данилюка. В ожидании голосования за отставку министра доходность еврооблигаций-2027 повысилась на 12,5 б.  п.  – до 8,226% годовых, еврооблигаций-2032 – на 9,2 б. п., до 8,341% годовых. Что, скорее, похоже на рефлекторную реакцию на неоднозначную новость, чем на негативную оценку со стороны внешних кредиторов.

Для нас это означает, помимо всего прочего, что у правительства пока нет намерений проводить реструктуризацию-2.0 евробондов, по которым и будут максимальные выплаты валюты в 2019–2020 годах.

Что дальше? Ожидание решения МВФ об очередном транше на сумму около 2 млрд. долл. в эквиваленте. В НБУ говорят, что еще и Минфин может разместить еврооблигации (планировалось на 2 млрд. долл.) до решения МВФ о новом транше. “Эти заимствования будут несколько дороже, чем предыдущие, и объем будет меньше, чем заявлен Минфином. Но, безусловно, это возможно“, – сказал глава НБУ Яков Смолий.

Поскольку закон об антикоррупционном суде принят ранее транша МВФ, Украина может получить заем в рамках третьей программы макрофинансовой помощи от ЕС на 1 млрд. евро  – ее предоставление в конце мая одобрил Совет Евросоюза.

Читай также: В Нацбанке отрицают угрозу дефолта Украины

Еще одним источником средств для Минфина будут выпуски ОВГЗ. Министерство финансов на первичных аукционах по размещению ОВГЗ 5 июня повысило ставку отсечения по бумагам с погашением через 154  дня до 17,5% годовых (в конце мая – 17,25%). ОВГЗ сулит также определенные риски гривне, ведь бумаги с высокой доходностью в гривне выкупают нерезиденты, которые затем выходят из инвестиций (покупают валюту, способствуя росту спроса). Портфель нерезидентов, впрочем, уже сокращается, за май и первую неделю июня – на 1,2 млрд.  грн. “Единовременный скачок спроса на межбанке из-за решения выйти из ОВГЗ может стать дополнительным фактором давления на гривну на межбанке“, – предупреждает Инна Звягинцева, аналитик “Адамант Капитала“.

В мае выросли

По итогам мая-2018 индекс цен журнала “Деньги“ изменился на 0,98%. В основном, рост цен произошел за счет повышения стоимости услуг на 4,6% за месяц (из-за повышения ценников в киевских ресторанах). Продукты подешевели на 2,5% в связи с сезонным снижением стоимости овощей и фруктов (-15% в мае). Цены на промтовары в мае почти не изменились – индекс составил 0,45%. Одежда подешевела на 4,5%, тогда как обувь подорожала на 3,2%. Скачки нефтяных котировок в мире повлияли на цену топлива: в мае на крупных сетевых АЗС литр А-95 – 29,5–32,5 грн., тогда как в апреле цена была в пределах 28,9–32 грн.

Наталия Богута

Читайте полную версию статьи в журнале “Деньги“ № 11 от 14 июня 2018 года. Номер можно купить онлайн.

Придбати журнал “Гроші“ №11 від 14 червня 2018 року українською мовою.

Новости от Деньги.uа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK