Сбить с толку и отвлечь внимание

Владимир Дубровский, эксперт группы Налоговая реформа РПР о том, почему нулевое декларирование обернется репрессиями налогоплательщиков.
Сбить с толку и отвлечь внимание
dengi.ua

“Нулевое декларирование”, то есть своего рода “амнистия” тем, кто раньше уклонялся от налогов, на самом деле скрывает за собой “зеленый свет” для использования косвенных методов определения доходов налогоплательщиков – физических лиц. И, на самом деле, амнистия имеет смысл только как прелюдия к некоему “наведению порядка” в этой сфере. Но именно такой способ принуждения к уплате налогов в наших условиях фискально неэффективен и крайне опасен. Он продвигается фискалами в своих собственных интересах уже полтора десятка лет, к счастью, пока безуспешно. Сторонники “косвенных методов” ссылаются на опыт развитых стран. Но Украина существенно отличается от них, и у нас такой метод не сработает. 

Чисто экономически, такой метод администрирования очень дорого стоит, поскольку нужно контролировать миллионы людей. Это оправдано  в развитых странах, где средний класс, составляет большинство населения, которое генерирует 90% доходов. В такой ситуации логично облагать именно эти доходы, и вот тогда есть смысл сделать для среднего класса хитрую, более дорогостоящую систему контроля, чтобы удержать базу налогообложения.

В отличие от развитых стран, у нас другая структура доходов. В нашей стране средний класс в лучшем случае составляет 10% всего населения, соответственно, его доходы в лучшем случае составляют порядка 10 млрд. долларов в год. Вместе с этим, крупные украинские предприятия и, понятно, их собственники, выводят в среднем за год такую же сумму в оффшоры. И, по крайней мере до недавних пор, такого же порядка суммы утекали через индустрию “налоговых ям”, которые “крышуются” фискальной службой. Поэтому с фискальной точки зрения для начала нужно разобраться не с доходами среднего класса, а с прибылями предприятий олигархов, скрываемых в оффшорах и закрыть “ямы”. Это экономически выгоднее.

Но еще важнее социально-политический аспект. В цивилизованных странах граждане считают государство своим, и на самом деле довольно эффективно контролируют его – в результате, появляется доверие к тому, что налоги действительно идут на общее дело. Поэтому граждане смотрят на уплату налогов как на взнос в это общее дело, и почти все добросовестно относятся к этой обязанности. Соответственно, уклоняющихся презирают как “шаровиков”, и сами помогают налоговым органам выводить их на чистую воду через косвенные методы, которые без такой поддержки общества попросту не будут работать. Украинцы же считают государство врагом и с большей долей вероятности не станут помогать налоговикам выявлять “уклонистов”. А если кто и будет этим заниматься, то преимущественно люмпены, из зависти к тем, кто работает, хоть и находится в “тени”, из ненависти к предпринимателям, и прочих пережитков не столь уже давнего прошлого. Осталось возродить “комбеды” и заняться раскулачиванием.

Более того, “косвенные методы” - это мощный способ избирательного контроля власти над подданными. Таких методов боятся даже там, где граждане давно и прочно победили, и много поколений назад подчинили себе государство. А у нас борьба за такой контроль в самом разгаре. Следовательно, в наших условиях давать государству дополнительные способы отслеживания финансового состояния граждан недопустимо. Тем более что дополнительные репрессивные функции получит орган, который только называется “фискальная служба”, а на самом деле за этой ширмой скрывается насквозь коррумпированный карательный и потенциально политизированный орган. Налоговики только и ждут права вламываться в дома простых граждан и выкручивать им руки, как они это сейчас делают с предприятиями. И можно легко предугадать, что “ловить” ГФС будет совсем не тех, кого надо. Зато фискалы возьмут на “карандаш” настоящий средний класс, которому придется откупаться от преследования, провоцируя, таким образом, раздувание коррупции в еще больших масштабах.  

Таким образом, начинать говорить о нулевом декларировании и внедрении косвенных методов в Украине можно только после серьезной перестройки и либерализации налоговой системы, включая, как минимум, перезагрузку ДФС и существенное снижение прямых налогов. Куда лучшей альтернативой было бы просто справедливое обложение земли и недвижимого имущества с зачетом соответствующего налога при уплате подоходного налога и льготами для пенсионеров, и т.д.: те, кто живет не по средствам, были бы вынуждены платить в любом случае, без избирательности и доносов. Такое предложение разрабатывается и продвигается группой “Налоговая реформа” РПР, Коалицией за либеральную налоговую реформу и платформой “Налоги для экономической свободы”.

Однако фискалы и, к сожалению, не только они упорно пытаются протащить “косвенные методы”. Настоящий мотив, который за этим стоит, – это интерес Государственной фискальной службы (преимущественно – коррупционно-бюрократический) и тех крупных игроков бизнеса, которые пользуются масштабными схемами уклонения от налогов. Ведь что характерно: как только возникает угроза ликвидации таких схем, от них сразу пытаются отвлечь внимание общества. В прошлом году прикрылись упрощенной системой налогообложения, сейчас – косвенными методами контроля доходов и расходов граждан. Нам попросту подкидывают идею, которая экономически непродуктивна, затрагивает большое количество людей, вызывает общественный резонанс. Кроме того, тем, кто на самом деле занимается налоговой реформой, приходится переходить к активной обороне, чтобы не допустить внедрения подобных “инициатив”.

Проще говоря, те, у кого рыльце в пушку, пользуясь наивностью сограждан, коллег и иностранных советников, попытками копирования неподходящего нам опыта развитых стран поднимают “кипиш”, который отвлекает внимание общества от их делишек и помогает сорвать очередной этап налоговой реформы.

Владимир Дубровский



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK